Полинезийская татуировка

Полинезийские татуировки
Из современных примитивных народов, сохранивших традиции тотемизма, можно назвать некоторые племена Центральной Африки, туземные племена Австралии, Полинезии, Микронезии. Ярчайшими представителями последних являются маори, о которых имеются сообщения такого содержания: для маори мир в целом представляется подобием гигантской родни, где небо и земля изображают первопредков всех существ и всех вещей; моря, прибрежного песка, деревьев, птиц, людей. Можно сказать, что туземец чувствует себя неловко, если не может до малейших деталей очертить родственные связи соединяющие его с рыбами океана, либо с путешественником которому он оказывает гостеприимство. С подлинной страстью высокородный маори проникает в генеалогию, сопоставляя ее с генеалогиями своих гостей, стремясь обнаружить общих предков и разбирая ветви на старшие и младшие. Приводятся примеры людей, память которых сохранила в полном порядке генеалогию, включавшую до 1400 персон (Фитц — Йохансон). Ярчайшим проявлением новозеландского тотемизма является традиционный татуировочный стиль маори — моко. Со времени вступления молодого маори в жизнь (в период полового созревания), тело покрывалось ритуальной татуировкой, указывающей на предков и отдельные события из жизни маори, что в совокупности составляло имя — орнамент.

Полинезийская татуировка была не только формой украшения тела. Она восходила к глубоким и значимым для островитян традициям, а также к причинам религиозного происхождения. Лицо, грудь, спина, руки и ноги, покрытые татуировкой, информировали окружающих о позиции, ранге либо престиже, которые имел человек, о его поступках, принадлежности к определенному роду, степени посвящения в религиозную практику и т.д. Кто был посвящен в эту тайну, легко «читал» тело встреченного полинезийца. На Маркизских островах покрывать все тело орнаментами имели право вожди, их сыновья и самые близкие родственники. Люди, занимавшие более низкие общественные позиции, довольствовались более скромной татуировкой. Обладать разнообразными рисунками могли себе позволить лишь представители высших слоев либо более богатых родов. Моко было достойно внимания потому, что выполнялось при помощи специальных небольших долот, которые оставляли на лице резаные раны, а не посредством применения техники накалывания, к которой маори прибегали при татуировании иных частей тела. В способе выполнения моко, можно найти аналогии с техникой резьбы по дереву и резьбы вообще, популярной среди маори.
Некоторые обитатели Полинезии иногда покрывали все тело, в то время как среди маори для подобного типа художественной деятельности были зарезервированы лишь определенные фрагменты поверхности тела, и поэтому распространенность татуировки по коже была ограничена. По отношению к мужчинам внимание татуировщика концентрировалось на лице и области от пояса до колен, у женщин же татуировались губы и подбородок.